вівторок, 3 червня 2014 р.

Образ, бережно хранимый!



 Чтец1.     Я. Грот. Памяти Пушкина
Живем мы, дюжинные люди,
А гения давно уж нет,                                                        

И рвется тяжкий вздох из груди
При мысли о тебе, поэт!
Как скромный пир наш был бы громок,
Когда б тебя в своем дому
Сегодня встретил твой потомок,
И руку б ты пожал ему!
О, как бы шли ему седины!
Как был бы ясен и глубок
Под ними взор его орлиный
И строгих дум полет высок!
Как в нашу странную эпоху,
Где вместе с жаждою добра
Мы видим мыслей суматоху,
Недостает его пера!
Ведущий :
Более двух веков назад  родился А.С.Пушкин, но трудно найти человека, который совсем не слышал бы его стихов. Великий поэт, прозаик и драматург, основоположник современного литературного языка, он был у нас, по верному слову Горького, «началом всех начал».Еще при жизни поэта называли «незаходящее солнце русской поэзии».
А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве . Москва того времени поражала смешением древнего и нового,  богатства и нищеты.  Рядом с великолепными башнями Кремля ютились жалкие  лачуги нищеты.
Столицей в то время был Петербург, а Москва была тем местом, куда съезжалось на зиму дворянство из русских провинций.  Во всех концах Москвы гремела музыка, танцевали, пели, веселились:
Но была и другая Москва, просвещенная. Знатные, образованные вельможи, оставив службу при царском дворе в Петербурге, селились в Москве, украшая её великолепными дворцами. Москва гордилась своим университетом, библиотеками, театрами.
Россия училась читать и писать по книгам, которые издавались в Москве.
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
К образованной Москве относился и дом Пушкиных. Отец поэта – Сергей Львович  был потомок знатного, но обедневшего рода. Он любил литературу, сам писал стихи, как многие образованные люди того времени. Сергей Львович был дружен с известными тогда писателями, собрал богатую библиотеку. Мать поэта – Надежда Осиповна  урожденная Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», была образованна, остроумна, красива, любила светскую жизнь и развлечения.В семье Пушкиных было 8 детей, но пятеро умерли во младенчестве. Осталось трое: старшая дочь Ольга (слайд 6) (первый слушатель ранних стихов поэта), два сына – Александр и Лев. Мать больше любила младшего Левушку. Александр рос замкнутым и молчаливым ребенком.
Чтец 2 :
Как было принято в то время в дворянских семьях,  Пушкины наняли детям гувернеров– иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где, в основном, была французская литература.
Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг перечитал их великое множество. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее учение», – любил говорить Пушкин.
Чтец 3:
Благодаря книгам  Александр в совершенстве знал французский язык и литературу. Он импровизировал и разыгрывал перед сестрой  маленькие комедии. Эта любовь к театру осталась у него на всю жизнь.
Но французы-гувернеры не оставили о себе доброй памяти в сердце мальчика. Настоящими воспитателями  и самыми близкими поэта на всю жизнь стали его бабушка и няня. Пушкин рано услышал меткую русскую народную речь.
Чтец 4:
Когда Александру исполнилось 5 лет,  бабушка увезла его в маленькое подмосковное село Захарово, которое было расположено в живописной местности. Там замкнутый Саша необыкновенно развеселился. Теперь он мог читать на берегу речки, в роще, в саду.
Мне видится моё селение, моё Захарово, – вспоминая детство, писал Пушкин,
На холмах домик мой: с балкона
Могу сойти в веселый сад…
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона
И глухо тополи шумят.
Чтец 1 :
Помимо французов-гувернеров в детстве около Пушкина всегда были  русские люди: дядька Никита Козлов,  няня Арина Родионовна. Бродя вместе с дядькой по деревне, мальчик не раз наблюдал, как тяжело живется крепостным людям. Он видел жниц, склонившихся над серпом, слышал плач детей, которых матери брали в поле.
По праздникам ходили в деревню слушать русские народные песни.
                              Звучит русская народная песня
Чтец 2 :
Няня Арина Родионовна первой познакомила Пушкина с русской народной поэзией.  Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. По вечерам, перед сном Саша часто слушал сказки. Позднее он многие записывал, а затем использовал их сюжеты в своих произведениях
Не умолчу о мамушке моей,
о прелести таинственных ночей,
когда в чепце, в старинном одеянье,
она, молитвой духов уклоняя,
с усердием перекрестит меня
и шепотом рассказывать мне станет
о мертвецах, о подвигах Бовы…
от ужаса не шелохнусь, бывало,
едва дыша, прижмусь под одеяло
не чувствуя ни ног, ни головы.
Чтец 3 :
В годы ссылки в Михайловском Пушкин особенно сроднился с няней. В длинные зимние вечера, в ветхом домике, Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Она тогда была единственным собеседником Пушкина. Он , любя всем сердцем свою старенькую няню, посвящает ей свои стихи.
Подружка дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня
Чтец  4:
Детство Пушкина прошло в Москве. Этому городу он посвятил строки:
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые…
А юность поэта прошла в Петербурге. В 1811 году в Царском Селе, в летней резиденции царя, открывался Лицей  – учебное заведение для юношей благородного происхождения. Отец Пушкина решил отдать туда старшего сына – Александра. И вот в роскошном дворце собрались кандидаты со своими родственниками. Перед большим собранием экзаменаторов Александр отвечал уверенно и легко. Счастливый день!  Экзамен сдан!
Чтец 1:
Годы учебы в лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В Лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант. Здесь Пушкин стал поэтом. В лицее к нему пришла слава.  На публичном экзамене в 1815 году  Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание в Царском селе» . Это стихи о величии Родины, её сынов, её побед. Присутствовавший на экзамене Державин, знаменитый русский  поэт того времени, сказал торжественно: «Вот кто заменит Державина!»  Пушкин уже в Лицее был признан замечательным поэтом.
Он написал о друзьях, с которыми учился в Лицее: 
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз,
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы : нам целый мир  чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущая  
Василий Федорович Малиновский – первый директор Царскосельского Лицея – сумел создать в Лицее неповторимую атмосферу свободы, дружбы, творчества, которую потом называли «лицейским духом»
 Меж нами все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И  тайны  гроба роковые
.
Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватель российской словесности Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему.
Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.
Для награждения отличившихся лицеистов  были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея . Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы». 
Образовательный процесс в Лицее был направлен не только на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.
Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт, сменивший Малиновского на посту директора, подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите вперед, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»
Спустя год родился ответ — знаменитые строки Пушкина:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Чтец 2:
 У Александра Сергеевича Пушкина немало ранних куплетов, эпиграмм, стихов, написанных по-французски. Вот стихотворение «Мой портрет», написанное Пушкиным в годы учебы в лицее на французском  и  переведенное Генрихом Митиным:
Но чтоб он верен был натуре?
Всю правду выложу в ответ,
Хотя, ,мон шер, в миниатюре.
С младых ногтей повеса я,
Теряю голову мгновенно,
А зря – ведь голова моя
Чего-то стоит, несомненно.
И нет среди моих друзей
Болтливее, чем я, персоны,
Я в этом превзойду, ей-ей
Любого доктора Сорбонны.
До долговязых не дорос,
Зато уж цвет лица на славу,
Хорош и русый цвет волос,
К тому ж я – человек кудрявый.
Люблю толпу, столичный шум,
И не терплю уединенья.
От споров устает мой ум
 И мне совсем не до ученья.
Лечу в спектакли и на бал,
Мечтаю тайно о Цирцее!
Я б кой о чем еще сказал,
Когда бы не был я в Лицее.
Хочу, мон шер ами, открыть,
Что я, по размышленьи строгом,
Готов и впредь таким же быть,
Каким уж сотворен я Богом.
Пусть обезьяна я лицом,
Пусть сущий бес, когда играю,
Зато всегда, везде, во всем
Я – Пушкин!  Удостоверяю.
Чтец 3
Когда мы слышим имя Пушкин, тотчас представляем знакомый облик –  вьющиеся волосы, бакенбарды, ясный взгляд. Чаще всего мы видим его таким, каким изобразил поэта художник  Орест Кипренский  .Это одно из лучших творений мастера. Весной 1827 года художник вернулся из Италии в Петербург. В это же время из Михайловского приехал Пушкин. Видимо, заказ на портрет исходил от Дельвига, близкого лицейского друга Пушкина.  По слухам, Пушкин не очень любил позировать, но Дельвигу и Кипренскому отказать не мог.
Пушкин изображен в строгом сюртуке и перекинутом через плечо пледе. Его руки изящно скрещены на груди. Силуэт отчетливо вырисовывается на желто-зеленом фоне. Освещение подобрано так, чтобы особенно выделяется  вдохновенное лицо поэта. Фигура поэта написана анфас, но голова немного повернута туда, где в глубине за креслом виднеется скульптура Музы с кифарой в руках – постоянная неразлучная спутница поэта. Портрет имел колоссальный успех,  Пушкин отозвался о работе Ореста Кипренского  так:
Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так  Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид
Чтец 4:
Пушкин и сам изображал себя много раз. Его портрет встречается на страницах рукописей среди   стихов и рисунков .Сохранилось около 90 его автопортретов. Пушкин был блестящим портретистом – графиком. Рисовал точно, верно, несколькими штрихами передавал самое главное. Глядя на страницы, исписанные его рукой, можно представить себе, как он работал. Электричества тогда не было, поэтому на столе подсвечник. Писали в то время гусиным пером и чернилами. Вот Пушкин откинул голову, задумался:
               
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
душа стесняется лирическим волненьем,
трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
излиться наконец свободным проявленьем –                   
 и тут ко мне идет незримый рой гостей,
знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
 и пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и не переставал изучать его всю жизнь.
Чтец 1:
Сергей Есенин читал это стихотворение у памятника Пушкину в день его рождения.
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с тобой.
 
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
 
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясёшь ты гордой головой.
 
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
 
Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь...
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
К сожалению, через год поэта Есенина не стало.
Ведущий:
Александр Сергеевич Пушкин оставил нам огромное наследство – свои бессмертные стихи, хотя прожил всего 37 лет. Он был убит на дуэли. Похоронен недалеко от Михайловского, в ограде Святогорского монастыря. Многие люди приезжают сюда поклониться могиле великого русского поэта. Всенародное признание Пушкин получил еще при жизни. Его имя носит город (бывшее Царское Село), его именем названы улицы и площади, театры и библиотеки.  Стихи Пушкина переведены на многие языки мира. В тех местах, куда судьба забрасывала Пушкина, созданы музеи, стоят памятники. Первый памятник Пушкину в России  был установлен только  в 1880 году, в день рождения поэта .
Ликовала Москва! Более 100 тысяч собралось в окрестностях Тверской, Страстного монастыря, на Тверском бульваре; обыватели взбирались на крыши, сидели на деревьях— всем хотелось стать свидетелями «чудного мгновения», когда падёт покров с памятника, обнажив превосходное творение скульптора А. М. Опекушина.
    А.С. Пушкин  «Памятник»                                                                                
 Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовет меня  всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Немає коментарів:

Дописати коментар